Чему стоматологи могут научиться у пилотов
Стоматологическая имплантология развивается так же, как и все основные медицинские специальности. Первую фазу развития любого нового направления в медицине и стоматологии можно назвать «инновационной». Причем на этом этапе инновации воспринимаются многими коллегами с энтузиазмом и скептицизмом одновременно.
С одной стороны, каждому из нас легко поставить себя на место первых клиницистов и ученых, которые только начинали изучать невероятный потенциал дентальных имплантатов. С другой - все мы помним настороженность большинства стоматологов по отношению к имплантации. На том этапе имплантология развивалась относительно медленно, и клиницисты не могли использовать опыт других коллег за практическим неимением оного. Любой, кто хотел освоить этот метод стоматологического лечения, должен был потратить значительные силы и много времени на получение знаний и освоение требуемых навыков.
В середине 1990-х гг. развитие имплантологии вступило в следующую фазу, которую называют «эффективной». То было наше «время надежд», когда в течение относительно короткого периода появилось множество интересных методов и материалов, что вызвало взрывной рост интереса к имплантатам. Нам казалось, что успешные «инновации» просто не имеют осложнений. В реальности же количество проблем и осложнений стало увеличиваться, в том числе из-за все большего числа пациентов, которым проводилось имплантологическое лечение. Иными словами, это было неизбежно.
Более того, все чаще стали отмечаться и ятрогенные осложнения, возникающие по двум основным причинам. Во-первых, некоторые идеи и методы, поначалу представлявшиеся вполне здравыми, на поверку оказались несостоятельными. Во-вторых, имплантацией стали заниматься все кому не лень, т.е. многие стоматологи ринулись в эту перспективную область, не удосужившись получить мало-мальски сносную подготовку.
Нужно отметить, что для устранения все возрастающего количества осложнений предлагались в основном технические методы. Большинство клиницистов и производителей верили в возможность устранения биологических осложнений только с помощью совершенствования материалов. Например, для профилактики периимплантита рекомендовали устанавливать имплантаты особой конфигурации или со специальным типом поверхности.
Сегодня мы столкнулись с парадоксальной ситуацией. Несмотря на наличие более чем достаточного объема знаний для проведения успешного имплантологического лечения с использованием в большинстве случаев относительно простых подходов, количество осложнений продолжает расти. Такое положение дел не устраивает ни пациентов, ни страховые компании, ни СМИ, ни регулирующие и контролирующие органы. Всего несколько лет назад в Японии сообщалось о том, что в течение нескольких месяцев после имплантации осложнения встречались в 30% случаев. Стоматологическая имплантация должна как можно быстрее перейти к третьей фазе - «безопасной».
В гражданской авиации переход от второй к третьей фазе произошел в 1970-х гг. после череды трагических событий, одним из которых стала крупнейшая в истории авиакатастрофа в аэропорту острова Тенерифе. Несогласованность действий между авиадиспетчерами и экипажами самолетов стоила жизни 583 пассажирам. Расследование показало, что, несмотря на тщательную профессиональную подготовку и лучшие намерения всех участников инцидента, они допустили целый ряд действий, которые сделали трагедию неизбежной.
Представление о человеческом факторе быстро стало актуальным в авиации, которая достигла исключительно высокого уровня безопасности, близкого к атомной энергетике. Сегодня проблема человеческого фактора учитывается при подготовке профессионалов в самых сложных и опасных областях (например, военных пилотов). К сожалению, стоматологи продолжают верить в то, что «переключение платформ» поможет решить проблему стабильности костной ткани в области имплантатов, несмотря на исчерпывающие доказательства взаимосвязи утраты кости с неправильным планированием лечения (наличие противопоказаний к имплантации, слишком близкое расположение имплантатов между собой, неправильное пространственное позиционирование имплантатов, отсутствие точной припасовки протезов, остатки цемента, избыточная окклюзионная нагрузка и др.). При этом совершенно не учитываются результаты 5-летних проспективных исследований, которые доказывают отсутствие влияния на костный уровень соединения между абатментом и имплантатом. Такое отрицание научных фактов объясняет субъективизм подходов при решении клинических проблем. Иными словами, многие коллеги проявляют так называемую предвзятость подтверждения, которая характеризуется предпочтением информации, согласующейся с конкретной точкой зрения, и отверганием альтернативных данных, пусть даже корректных. Человек с большой неохотой покидает свою зону комфорта.
Несмотря на актуальность проблемы человеческого фактора и особенностей психологии, они не являются темой данной статьи. То, что пилоты практикуют более 40 лет, стоматологам только предстоит усвоить, чтобы изменить свой подход. Сегодня недостаточно знать сам факт наличия проблемы, нужно понимать и причины ее возникновения.
Клиницисты обычно осведомлены о биологических и биомеханических принципах, имеющих отношение к имплантологии, но, как показывают ретроспективные исследования, редко применяют эти принципы на практике. Исключительно важно узнать, почему стоматологи прибегают к тем или иным методам, невзирая на очевидный риск определенных осложнений. Зачастую намеренное пренебрежение биологическими законами граничит с врачебной халатностью. Безусловно, неправильные решения не всегда принимаются осознанно. Нередко к этому ведут крайняя занятость, накопившаяся усталость, недостаточная коммуникация между участниками лечения. Поэтому для снижения частоты осложнений необходимо своевременно выявлять поведенческие факторы риска, использовать соответствующие меры предосторожности (например, контрольные листы), повысить эффективность коммуникации, обеспечить готовность к маловероятному развитию событий, соблюдать правила асептики и антисептики.
Исследования, посвященные изучению риска осложнений в профессиональных областях, в том числе в авиации и медицине, подтверждают, что в 80% случаев проблемы связаны с тем самым человеческим фактором. Написаны горы статей и монографий, в которых подобно обсуждаются материалы и методы, позволяющие повысить безопасность медицинской практики. Приемы, нивелирующие влияние человеческого фактора, уже много лет применяются даже в работе среднего медицинского персонала, что позволило снизить не только риск осложнений, но и затраты на лечение. Кажется, стоматологи остались последней группой, которая старательно избегает внедрения соответствующих мер, направленных на повышение безопасности лечения. И неизвестно, сколько это будет еще продолжаться.
Франк Ренуар, DDS
Частная практика (Париж, Франция)