Эмоциональный стимул
Мне нравятся автомобили. А кому они не нравятся? За рулем классического кабриолета 1960-х гг. каждый испытывает чувство красоты, ощущение свободы и стиля. Несмотря на то что такая машина очень шумная, бесстыдно жрет бензин и никак не соответствует современным стандартам безопасности, для многих ее недостатки кажутся незначительными по сравнению с достоинствами. Вождение такого авто оставляет у водителя ощущение причастности к истории.
Какое отношение моя страсть к автомобилям имеет к стоматологии? Представьте себе человека, который минуту назад оглянулся, чтобы полюбоваться красивым классическим авто, и зашел в стоматологическую клинику, в котором доживает свой век «классическая» стоматологическая установка. Скорее всего, быстро покинет клинику и вряд ли в нее вернется.
Создается впечатление, что стоматолог неможет пользоваться ничем, к чему можно было бы применить по нятия классика или ретро, – он должен постоянно осваивать новые технологии, идти в ногу со временем и создавать атмосферу современной практики. Стоматологи тратят на это большое количество денег, покупают навороченные внутриротовые камеры, лазеры, компьютерные сканеры и фрезеры и т.д.
Производители инвестируют миллионы долларов на совершенствование стоматологических материалов. Эксперты предлагают модные маркетинговые программы, направленные на повышение рентабельности практики. Стараясь убедить стоматологов расстаться с заработанными долларами, каждый продавец отмечает быстрый возврат вложений в новые технологии.
Даже если квалифицированный стоматолог не спешит внедрять новые технологии и методы, компании сделают все возможное, чтобы проинформировать о них население, чтобы потенциальные пациенты требовали от специалистов определенных услуг. Безусловно, при этом пациенты считают, что эти материалы и методы являются наиболее эффективными и современными.
Развитие стоматологии можно разделить на два пути. Первый заключается в преимущественном совершенствовании технологической базы, а второй – в постоянном повышении квалификации, т.е. в накоплении знаний. Естественно, что по техническому и технологическому оснащению клиники можно судить сразу после попадания в нее. Разобраться же в квалификации специалиста можно только после начала своего лечения.
Существует, однако, и третий путь, который не настолько заметен, как первые два, но не менее значимый. Он не зависит от последних достижений, но, как и винтажный кабриолет, этот путь эффективно эксплуатируется теми, кто его понимает и ценит. Он может применяться в разных клинических условиях и находит своотражение не столько в финансовом состоянии практики, сколько в рабочей атмосфере. Затраты на использование этого пути минимальны, и они стóят того.
Итак, третий путь развития стоматологической практики заключается в эмоциональном стимулировании, или эмоциональном интеллекте (ЭИ). Дэниэл Гоулман (Daniel Goleman), который ввел этот термин, разделял пять составляющих ЭИ: самоинформированность, самоконтроль, мотивацию, сострадание и социальные навыки. Его исследование показало большое значение ЭИ, который дополняет коэффициент интеллекта и мануальные навыки. Впоследствии Гоулман отметил, что ЭИ является основным фактором, определяющим особенности разных стилей управления и психологическую обстановку на производстве. Его исследование управления крупными компаниями позволило определить принципы, которые применимы, в том числе, и к стоматологической практике. Мотивирование персонала, проявление сочувствия, понимание забот сотрудников являются важными условиями достижения успеха бизнеса. И хотя эти аспекты кажутся банальными, далеко не все стоматологи уделяют им достаточно времени.
В отличие от коэффициента интеллекта, ЭИ практически не зависит от генетических факторов, чтоявляется преимуществом. Как отметил Гоулман: «К счастью… эмоциональному интеллекту можно научиться. Этот процесс не прост. Он требует времени и, главное, искренних усилий. Но преимущества использования эмоционального интеллекта как для индивидуума, так и для организации в целом стóят того».
В отличие от новых технологических достижений и последних научных данных, эмоциональный стимул существовал всегда, и те, кто его применяют, встают в один ряд с самыми квалифицированными клиницистами. Эмоциональное стимулирование может стать одним из самых мощных инструментов развития стоматологической практики. Будучи профессионалами, мы стремимся оказывать максимально качественную стоматологическую помощь своим пациентам, обмениваемся опытом и оказываем влияние на общество в целом. Ничто не мешает нам использовать имеющиеся возможности на пользу пациентам, а значит, и собственной клинической практике.
Сорин Тейч, DMD, MBA Директор по медицинским вопросам стоматологического факультета университета Кейс Вестерн Резерв (Кливленд, Огайо, США)