0

Исследования, спонсированные производителями

Статья взята из журнала QI (русское издание), номер 1, 2012 г.

Всем нам хотелось бы верить, что деятельность стоматологов основана на научных достижениях, а эффективность и безопасность применяемых материалов и методов подтверждается строгими контролируемыми исследованиями. Однако проведение высококачественных исследований требует очень больших финансовых вложений. Стоимость тестируемых материалов, затраты на квалифицированный персонал и проведение статистического анализа, а также связанные с приемлемым размером выборки исключительно высоки. При этом источники финансирования столь затратных мероприятий крайне ограниченны, что делает их проведение практически невозможным.

Национальные институты здравоохранения, Европейский научный фонд и другие подобные организации во всем мире поддерживают независимые исследования посредством специальных грантов. К сожалению, стоматологические исследования не считаются приоритетными для этих организаций, большинство из них требуют предоставления предварительных данных, сбор которых в стоматологии сам по себе довольно затратен. Некоторые академические учреждения предоставляют определенные фонды для инициации исследовательских программ, но в большинстве случаев ученые вынуждены сами находить источники полноценного финансирования своих исследований. Более того, нередко академические центры требуют обеспечения зарплаты исследователей из фондов, финансирующих исследования.

Производители стоматологических материалов и оборудования являются одним из наиболее очевидных источников финансирования, однако это должно быть сделано максимально прозрачно для всех участников процесса: исследователей, компании-спонсора и издателя, публикующего результаты исследования. Невозможно игнорировать тот факт, что спонсирование исследования заинтересованной стороной повышает настороженность в отношении точности полученных результатов. Мне кажется, что со временем эта настороженность немного снизилась. Сегодня издатели и организаторы различных научных мероприятий требуют обязательного указания авторами и лекторами информации о спонсорах представленных исследований и возможном конфликте интересов. Количество ценных исследований, проведенных в исследовательских центрах компаний совенными сотрудниками без участия специалистов академических учреждений, постоянно растет, но также вызывает сомнения относительно точности результатов. Я совершенно уверен, что все участники исследований заинтересованы в получении ценных и достоверных данных. Однако при этом нужно самым тщательным образом планировать дизайн исследований, особенно в том разделе, который касается их «ослепления». Только в таком случае можно рассчитывать на точный анализ и правильные выводы.

Нередко при возникновении у какой-либо компании заинтересованности в новом продукте ее представители связываются с известными учеными или клиницистами для изучения этого продукта. В большинстве случаев такое исследование проводится в нескольких центрах, чтобы получить более объективный результат. По моему мнению, публикация данных каждого такого центра по отдельности, а не в виде суммарной информации является наиболее надежной и показательной. К сожалению, обычно этого не происходит. Аналогичные результаты, полученные в разных центрах, демонстрируют общую тенденцию. Более того, такие отчеты позволяют определить факторы, влияющие на результаты исследования в каждом конкретном центре, что может быть клинически ценным.

Вне всяких сомнений, сегодня стоматология не может обойтись без спонсорской поддержки исследований со стороны производителей, особенно если учесть все сокращающееся финансирование научной деятельности и постоянный рост затрат на нее. Сотрудничество компаний и независимых исследователей может быть взаимовыгодным для обеих сторон и способствовать как качеству научных работ, так и качеству стоматологических материалов и методов. Однако успех таких совместных проектов во многом зависит от прозрачности отношений и высокого качества исследований.

Эли Элиав

Главный редактор

Товар добавлен в корзину